Вопрос, связанный со снятием из повестки турецкого парламента армяно-турецких протоколов, утрировать не стоит, считает армянский тюрколог Артак Шакарян.
«Согласно внутреннему регламенту законодательного органа Турции, все те законопроекты, которые не были одобрены во время деятельности предыдущего парламента, снимаются из потенциальной повестки, а если есть какой-то важный вопрос, то он должен вновь быть представлен в парламент хотя бы одним депутатом», — сказал Шакарян, отметив, что все это связано с административными и бюрократическими вопросами.
По его словам, армяно-турецкие протоколы были одним из 898 документов, изъятых из повестки
«Следовательно, искать под этим секретные программы турецкой дипломатии, думаю, не очень реалистично», — сказал Шакарян на пресс-конференции в Международном пресс-центре «Новости». Он подчеркнул, что Анкара не принимала какого-либо специального решения по протоколам. «Не надо преувеличивать. Это бюрократический эпизод. Другое дело, если в ближайшие несколько месяцев Турция не представит протоколы в парламент повторно», — отметил эксперт.
При этом тюрколог не исключил возможности того, что Анкара с целью создания положительного имиджа Турции может вновь включить протоколы в повестку законодательного органа, создав еще один информационный повод, если почувствует выгоду.
В частности, по его мнению, турецкая сторона может приурочить этот шаг к ожидаемой 11 сентября литургии в армянской церкви Сурб Хач на острове Ахтамар (озеро Ван) или пойти на это, чтобы пресечь возможный отзыв Ереваном подписи под документами в преддверии двухлетия подписания протоколов в октябре.
«Но это не означает, что у Турции будет воля и желание продвигаться вперед. Это будет всего лишь шагом со стороны Анкары», — отметил Шакарян.
Он подчеркнул также, что для Анкары армяно-турецкие протоколы или армяно-турецкие отношения не первостепенны. «Для Турции есть курдская, сирийская проблемы. В свете этих региональных внешнеполитических проблем армяно-турецкий вопрос был отодвинут на второй план. Кроме того, Анкара всегда отмечала, что прогресс в армяно-турецких отношениях возможен только в связке с прогрессом Арцахской проблемы, а Турция пока не видит такого прогресса», — сказал Шакарян.
Кроме того, по словам эксперта, если Армения решит отозвать подписи под протоколами, то это должно быть хорошо взвешенным шагом, а не ответом на те или иные турецкие действия.
«Вопрос, связанный с отзывом подписей — это козырная карта в наших руках, которую мы можем использовать в той или иной внешнеполитической ситуации», — отметил Шакарян, добавив, что этот шаг должен быть выгоден для армянской стороны.
«Не надо спешить, нужно все рассчитать и обсудить, когда отзыв подписей будет более выгодным. Нужно действовать не вопреки кому-то, а во имя наших интересов», — сказал эксперт.
Между Турцией и Арменией отсутствуют дипломатические отношения, граница между двумя странами закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары. Сложные отношения между двумя странами вызваны рядом обстоятельств, связанных, в частности, с поддержкой Анкарой азербайджанской позиции в карабахской проблеме и острой реакцией Турции на процесс международного признания Геноцида армян 1915 года в Османской империи.
Процесс нормализации армяно-турецких отношений начался по инициативе президента Армении Сержа Саргсяна осенью 2008 года. 10 октября 2009 года главы МИД Армении и Турции подписали в Цюрихе «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений», которые должны быть ратифицированы парламентами двух стран.
Однако 22 апреля 2010 года Саргсян подписал указ о приостановлении процесса ратификации армяно-турецких протоколов, заявив, что Турция не готова продолжать начатый процесс. Процесс ратификации документов парламентом Турции находится в замороженном состоянии.
Источник: АМИ «Новости-Армения»