NEWS.am приводит статью Дэмиена Макгиннеса, опубликованную на сайте «BBC», со значительными сокращениями:
«Во многих сельских районах бывшего Советского Союза бедность и безработица вынуждают людей покидать родные края. Но в Армении часто уезжают мужчины, оставляя целые деревни, почти полностью населенные женщинами.
В армянском поселке Дзорагюх работающими на полях можно часто увидеть только женщин и детей.
Причина в том, что единственный способ для мужчин заработать достаточно денег, чтобы содержать свои семьи – уехать в Россию.
Одна из тех, кто осталась в деревне – Милена Казарян, мать двоих детей, которой всего за двадцать. Вспахивая землю позади своего дома, она рассказала мне, что ее муж работает в Москве, как и ее отец, дедушка и все ее братья. По сути, все мужчины в ее семье уехали.
Опасения по поводу второй семьи
Г-жа Казарян много улыбается. Однако она говорит, что ее и ее подруг волнует то, что их мужья создадут вторые семьи в России. По ее словам, это происходит часто. «Даже если у них есть маленькие дети, мужчины оставляют своих жен и заводят русских подруг, но когда они уже старые и не могут больше работать, возвращаются обратно», – сказала она.
Г-жа Казарян и ее муж поженились пять лет назад. С тех пор он проводит большую часть года, работая в России. Как и многие армяне, он возвращается на Новый год и снова уезжает в марте. Так что сложно держать семью вместе.
Передача ВИЧ
Местные женщины сказали, что почти все мужчины этой деревни уехали на заработки в Россию. Оставшиеся женщины делают все, в том числе тяжелую работу, которая, как правило, считается мужской работой. Но есть и другие, более фатальные вопросы, говорит Илона Тер-Минасян, глава Международной организации по миграции (МОМ) в столице Армении Ереване. «В Армении очень мало ВИЧ-положительных людей. Однако последние исследования показывают, что большой процент из них являются трудовыми мигрантами, которые едут в Россию, становятся ВИЧ-положительными, возвращаются и передают болезнь своим женам. Это наихудший сценарий»,– сказала она.
Рождаемость «слишком низкая»
Группы по защите прав человека обвиняют правительство в недостаточно активных действиях по решению проблемы эмиграции.
Однако Гагик Еганян, глава Государственной миграционной службы правительства Армении, говорит, что единственное решение заключается в увеличении количества рабочих мест, а не в разработке какой-либо конкретной программы, а также отмечает, что это нечто, над чем должно работать не только правительство, но и все общество, в том числе средства массовой информации.
Официально уровень безработицы составляет около 7%, однако, по мнению МОМ, пособия настолько низкие, что большинство людей не регистрируются в качестве безработных. Так что реальная цифра составляет около 30%.
По данным групп по защите прав человека и оппозиционных партий, это означает, что каждый год почти 100 тыс. людей уезжают – большинство из них мужчины, которые едут в соседнюю Россию для работы в строительной сфере.
Правительство отрицает, что цифры столь высоки. Однако есть общее согласие, что около миллиона армян в настоящее время живут в России, а в Армении осталось только три миллиона. Это спад на 25% с момента распада Советского Союза в 1991 г., когда в Армении проживало около четырех миллионов человек.
Сегодня звучат призывы к властям Армении принять меры: в июле правозащитники обратились с открытым письмом к правительству, назвав эмиграцию национальным бедствием.
Один из авторов этого письма – Карине Даниелян. Она говорит, что нехватка мужчин начинает ощущаться во всем обществе. «Это действительно серьезная проблема. Растет новое поколение девочек, у которых нет шансов выйти замуж, потому что все мальчики уезжают из страны. Рождаемость в Армении сегодня слишком низкая, чтобы удержать стабильность населения»,– сказала она.
Но вернемся в деревню Дзорагюх, где беспокойства г-жи Казарян более непосредственны. «Это очень тяжело, потому что вся семья только и ждет, чтобы мужчины вернулись. Все, чего мы хотим — это рабочие места в Армении, чтобы наши семьи могли жить вместе и отцы могли видеть, как растут их дети. Семья – больше, чем просто мама. Нам нужны и папы…»