Азербайджанские СМИ на одном дыхании подхватили неподтвержденную информацию турецких коллег относительно возможности присоединения Ирана к новому железнодорожному проекту Карс – Игдир – Нахичеван. Один из «достоверных» источников сообщил, что к пока еще витающему в воздухе проекту стоимостью в 750 млн. долларов может присоединиться и Тегеран. В Баку даже успели отрапортовать об очередном «успехе в деле изоляции Армении от региональных проектов».
Между тем, картина является не столь уж радужной для азербайджано-турецкой стороны.
На взгляд востоковеда, эксперта Комитета по делам СНГ Государственной Думы России Карине Геворкян, сам вышеуказанный проект является бумажным, очень дорогостоящим и требующим больших инвестиций, которых нет ни у одной из сторон. «Азербайджану нужен был какой-нибудь информационный повод. Ну, собрались, обсудили и подписали какое-то соглашение, но таких соглашений множество. Турции сейчас не до этого, у Анкары на этот проект средств нет. Там речь идет о переносе железнодорожных полотен на 25 км на протяженности 400 км по побережью», — сказала Геворкян в беседе с корреспондентом NEWS.am Она отметила, что сам проект по своей сути является не экономическим, а политическим. Более того, все коммуникационные проекты, осуществляемые в Закавказье, являются политическими. «Кроме транспортного проекта Иран – Батуми. Это действующий проект, который проходит через Армению, он реально действует, в Армении хорошие дороги, и иранские грузовики проходят по хорошим дорогам. Как известно, армянские полицейские их не тормозят, не обирают. Дорога безопасная, и иранцы ею пользуются», — пояснила российский эксперт Карине Геворкян.
В свою очередь, политолог – иранист Артин Аракелян в беседе с корреспондентом NEWS.am выразил убеждение, что у Ирана нет намерения целенаправленно участвовать в каких-то проектах против Армении: просто Тегеран пытается укрепить связи в регионе со всеми своими соседями, в том числе с Арменией, Азербайджаном, Турцией и Ираком. «Несколько дней назад Иран заявил о своем намерении построить трассу и железную дорогу Иран – Армения – Грузия. Если посмотреть с точки зрения Турции и Азербайджана, то они могут заявить о том, что эта программа направлена против них. Иран просто развивает свою экономику, расширяя связи со своими соседями. И в процессе развития экономики Ирана свое место занимают Турция и Азербайджан», — отметил иранист. Касаясь непосредственно рекламируемого рядом азербайджанских и турецких СМИ проекта Карс – Игдир – Нахичеван, Аракелял подметил, что он имеет больше экономическую, нежели политическую подоплеку, причем со всеми шансами остаться на бумаге: Иран всегда достигает договоренностей, после чего начинает исследовать структуру страны, с которой намерен осуществлять ту или иную программу, и только при необходимости начинает реализовывать проекты. «Очень даже возможно, что распространение данной информации является только PR ходом, преследующим цель задобрить Иран. На самом же деле Азербайджан не имеет большого желания сближаться с Ираном. Даже последние события в Азербайджане, связанные с митингами оппозиции, азербайджанское правительство пытается свалить на иранский фактор», — заметил эксперт.
В любом случае, наиболее вероятно, что сообщения ряда азербайджанских и турецких СМИ о возможном присоединении Ирана к находящемуся пока лишь в зародышевом состоянии проекту строительства железной дороги Карс – Игдир – Нахичеван являются лишь очередной пропагандистской уткой властей Азербайджана. По крайней мере, какого-либо подтверждения из иранских источников пока не поступало.