Во времена советской власти мы ежегодно 29 ноября праздновали поначалу День советизации Армении (что правильно), а затем День установления советской власти в Армении, при этом посредством последовательных усилий государственной пропагандистской машины и при запуганном молчании выживших очевидцев событий тех роковых дней в сознание жителей Армении внедрялась полностью извращенная картина советизации, эталоном которой стал печально известный фильм «Зангезур». Конечно, зарубежные армяне имели больше возможностей знать историческую правду, хотя, безусловно, также достаточно тенденциозную.
Проблема исторической истины и сегодня остается злободневной. Хотя бы потому, что и сегодня широко используется весь накопленный большевистской пропагандой антидашнакцаканский материал вроде бы с совершенно иными, но по сути с теми же антинациональными целями. В тех же целях в последнее время все чаще используется и факт подписания «позорного» (действительно позорного) Александропольского договора, заключенного с турками 3 декабря 1920 года.
Видимо, создание объективной политической армянской истории нового времени еще впереди. Однако ясно, что она может быть создана только на основе объединения всего ценного, что создано советской и зарубежной армянской историографией, и прежде всего на основе достоверных фактов, независимо от того, нравятся они кому-то или нет.
Именно исходя из этих соображений мы решили опубликовать малоизвестный документ, который позволит бывшим «совкам» и невольным жертвам нынешней антидашнакцаканской пропаганды взглянуть на вроде бы хорошо известные события тех лет и с другой точки зрения, для кого-то, возможно, несколько неожиданной, но, безусловно, являющейся частью той исторической правды, игнорировать которую никто не вправе.
Л.М.
Открытое письмо министра иностранных дел Республики Армения А.Агароняна Народному комиссару иностранных дел СССР Г.Чичерину
Господин Народный комиссар!
Решиться на путешествие от Москвы до Армении — Еревана и Александрополя — Вас, судя по всему, толкнула категорическая потребность в обелении и оправдании политики Советской России в отношении Армении. Должно быть, на Вашей совести лежит груз, тяжелый настолько, что заставил Вас пуститься в трудное, полное лишений и неудобств путешествие, цель которого — произнесение оправдательных речей перед разгромленной, окровавленной и согбенной под вашим ярмом Арменией, ее народом.
Вопреки принципам провозглашенной Вами «открытой политики», Вы, с ловкостью политикана старой школы дипломатии, в своих речах тужитесь ответственность за армянскую трагедию возложить на Ваши же жертвы.
Я говорю с Вами как армянский государственный деятель, как официальный представитель армянской нации, который отлично знаком с упомянутыми Вами событиями. …Итак, Председатель делегации Армянской Республики от имени армянского народа обращается к Министру иностранных дел России.
В своей речи Вы заявили, что Армянский Революционный Дашнакцутюн, то есть Армянское национальное правительство, заключив Александропольский договор, «не только уступило Карс и другие районы, но и в действительности оставило Ереванский район иностранному государству с тем, чтобы использовать силы иноземного государства против своих внутренних врагов».
Это, г-н Народный комиссар, — более чем оригинальное заявление.
Если побежденная Армения была вынуждена принять бесчеловечные условия предложенного турками в 1920 году мира, то только по той причине, что ваша союзница Турция действовала против нас, опираясь на вашу политическую и военную поддержку. В своей речи Вы ни словом не обмолвились о том, что на переговорах о заключении Александропольского договора Советскую Россию представлял Буду Мдивани, выступивший от Вашего имени… Может быть, Вы забыли, что в октябре того же года Вы этот договор подписали и ратифицировали?
Ваша ответственность не ограничивается этим. Судя по Вашим словам, для Вас политические отношения между Советской Россией и Арменией начинаются с Александропольского договора 1920 года. Однако этот договор — всего лишь последний акт армянской трагедии. Правдивая история в неискаженном и хронологически последовательном изложении нам нужна, не так ли?
Итак, надобно ли Вам напоминать, что, ввязываясь в 1914 году в войну против Турции, Россия со своими союзниками втянула в нее и армянский народ, обещав армянам освобождение их Родины. Армянский народ не без опасений ввязался в кровопролитную войну, став рядом с русской нацией и ее союзниками. Опасения армянского народа основывались на том, что известное всему миру варварство турок может привести к гибели находящихся под властью турок братьев. Однако армянский народ пошел на высокую жертву во имя идеала освобождения своей Родины. Вам известно, что полтора миллиона сыновей и дочерей армянского народа были принесены в жертву, что Западная Армения превращена в пепелище.
И когда столь дорогой ценой русские и армянские войска, отбросив турок от Эрзинджана и Трапезунда, заняли наконец измученные армянские провинции, когда беженцы-армяне стали возвращаться на Родину, — тогда, именно тогда русская армия, поддавшись Вашей большевистской пропаганде, бросила Кавказский фронт и оставила маленькое и обессиленное армянской войско один на один против турок. Вот оно — первое предательство Советской России в отношении Армении.
К этому предательству прибавилась издевка ленинского декрета, по которому Западная Армения, из которой были выведены русские войска, была провозглашена «свободной и независимой».
Можно было ожидать, что Россия, хоть и ставшая большевистской, оставив Армению в военном отношении, поддержит ее хотя бы дипломатически.
Однако и тут Вы и Ваше правительство бесчеловечно изменили нам. В то время Вы ковали Брест-Литовский договор, по условиям которого Вы оставили Турции не только Западную Армению, но также и большую часть Кавказской Армении — районы Карса, Ардагана и Сурмалу. Вот — Ваше второе предательство, г-н Народный комиссар.
Опираясь именно на этот договор, турецкий командующий Вехиб паша двинулся тотчас на Армению, требуя Карс, Ардаган, Сурмалу. Таким образом, Александропольский договор 1920 года явился следствием заключенного двумя годами раньше Брест-Литовского договора.
А теперь ответьте, кто отдал армянские территории туркам — мы или вы, руководители Советской России? Ведь мы пишем историю, г-н Народный комиссар, точную и беспристрастную историю, где нет места игре воображения, поскольку все еще свежо в памяти всех. И когда Вы произносили свою смелую обвинительную речь против Армянского национального правительства, задумывались ли Вы хоть на мгновение над этими фактами, г-н Народный комиссар?
Нет, г-н Народный комиссар, никто и ничто не сможет заставить мир забыть, что Брест-Литовский позорный акт — дело Ваших, то есть большевиков, рук. Вы не только бросили Армению на произвол судьбы. В то время Вы уже начали вести в Москве дружеские беседы с турками, с такими палачами армянского народа, как Энвер паша, который стал для Вас «товарищем Энвером».
Вас не было, когда шли кровопролитные бои с турками. Но после 10 августа 1920-го, рокового для Армении года, когда благодаря храбрости и стойкости, энергии армянского народа, благодаря победе союзников нация-мученица обрела наконец Хартию своей свободы — Севрский договор, признавший свободную, независимую и единую Армению, — вот именно тогда-то Вы снова появились на Кавказе, но на этот раз рука об руку со своими союзниками — турками. И вы появились как враг освобождения армянского народа. Вот — Ваше третье предательство по отношению к Армении, г-н Народный комиссар.
С этого времени Вы вместе с Вашей союзницей Турцией непрестанно боролись против Севрского договора и независимости армянского народа. С целью разрушить этот договор и поставить на колени перед турками армянский народ в Александрополе, в 1920 году, после известного «конгресса народов Востока» в Баку, где председательствовал Зиновьев, Кязим Карабекир паша получил от Вас из Баку внушительную телеграмму — двигаться на Армению. И для успешного проведения турецкого нашествия Вы одновременно своей подрывной пропагандой деморализовали армянскую армию, снабдили турок военными специалистами, боеприпасами, золотом и продовольствием. Ваши военные агенты усиленно содействовали падению Карса. Для разгрома нашего продолжающегося сопротивления Ваша Красная Армия вошла в Армению с севера, в то время как турецкая армия двинулась с юга. Вот этим двойным нападением, которое Вы осуществили совместно с турками, Вы обезглавили нашу Родину, став причиной сотен тысяч жертв и уничтожения армян Карсской губернии.
И эта Армения свою судьбу связала с судьбой русской нации, и армянская кровь текла и смешивалась с русской кровью.
Вот — Ваше четвертое предательство по отношению к Армении, г-н Комиссар.
Затем вы попробовали обмануть армянский народ карикатурой «Армянской республики». И как когда-то царское правительство из Петербурга посылало в Армению своих полицейских и прочее чиновничество, так же и Вы из глубин России наводнили нашу страну своими агентами, настолько чуждыми армянскому народу, насколько и злоумышленниками. Вы заполнили тюрьмы нашими интеллигентами и нашими боевыми молодыми людьми, которых затем изрубили топорами.
Ваш режим, установленный в Армении, был жестоким до такой степени, что армянский народ, даже полуголодный и обескровленный, не в состоянии был терпеть его и 18 февраля 1921 года восстал против Вас, выгнал из страны Ваших агентов и Вашу армию. Какое блестящее доказательство того, что мы не могли выносить ни Вашего режима, ни Вашу доктрину и ни Вашего насилия! Но Ваша политика не могла позволить, чтобы маленькая героическая армянская нация, которую Вы бросили на растерзание туркам, смогла наконец жить независимо на малой части территории своей Родины. Чтобы подавить восстание, Вы снова залили нашу страну кровью. Вот — Ваше пятое предательство, г-н Комиссар!
В своей александропольской речи Вы умышленно обходите молчанием эти факты. Однако мой долг — раскрыть все это перед миром во имя справедливости, во имя армянского народа. Все это было сказано в 1922 году в Генуе, и будет справедливо, если сие напомнить армянскому народу и повторить это публично. Вы же отрицаете тайную дипломатию, не правда ли, г-н Комиссар?
Вывод: с крушением Турецкого государства пришел конец турецкому варварству, и Армения ценою огня и крови приобрела Севрский договор как наивысшее награждение за мученичество и освободительную борьбу. Только Ваши предательства заставили армянскую нацию идти в Александрополь.
Мир не забудет никогда, что после турок только Вы непосредственно ответственны за гибель армянского народа. Из-за Вас наши героические и кровопролитные битвы стали напрасными. Перед судом истории Вы навсегда останетесь союзниками энверам, талаатам и кемалям, вместе с которыми делали грязное дело убийства армянского народа. Напрасно теперь пытаетесь речами и заявлениями запутать мировое общественное мнение и здоровое национальное чувство армянского народа. Тот, кто разорвал Севрский договор — Хартию свободы армянского народа, — навеки враг армянской нации.
Заканчивая свое слово, я не обращаюсь к Вашей совести, потому что Ваша идеология отрицает всякую личную мораль и чувство справедливости. Я не обращаюсь к Вам во имя международной морали, в отношении которой Вы своими политическими методами показываете только пренебрежение. Не напоминаю Вам о праве наций на самоопределение, ибо сегодня народы, подчиненные Вашим законам, более несчастны, чем при любом другом режиме. Я только скажу, что армянский народ, жестоко лишенный права и беспощадно растерзанный из-за Вас, тем не менее не потерял веру в великую русскую нацию. Он хочет верить, что рано или поздно его мученичество не оставит равнодушными русские сознательные массы. Он верит, что грозный сосед, как старший брат, протянет Армении руку дружбы, что восстановление великой русской нации после бесчисленных испытаний явится опорой свободной, независимой, единой возрожденной Армении.
Аветис АГАРОНЯН, 25 мая 1925 года
«Армянский вестник». 1990. Август. С.3.