Участившиеся милитаристские заявления высокопоставленных азербайджанских чиновников в ходе самой активной и решающей стадии переговорного процесса по карабахскому урегулированию заставляют думать, что кто-то каким-то образом своими обещаниями и советами окрыляет официальный Баку. Хотя с учетом нынешней сложной конфигурации геополитических игр на Южном Кавказе ничего нельзя утверждать с абсолютной уверенностью, однако некоторые события вокруг интенсификации российско-азербайджанских отношений заставляют сделать ряд выводов, говорящих о возможных совместных усилиях Кремля и Баку, направленных на срыв переговорного процесса по карабахскому урегулированию.
Если внимательно отследить динамику российско-азербайджанских контактов в течение последних месяцев (стоит обратить внимание на то, что за последние месяцы глава Администрации президента РФ Сергей Нарышкин трижды побывал в Баку), то нетрудно заметить, что после напичканного всевозможными взаимными любезностями визита Ильхама Алиева в Ульяновск, министр обороны Азербайджана Сафар Абиев вновь заговорил о войне как единственном способе разрешить карабахский конфликт. Сразу после этого в парламенте соседней страны ни с того не с сего заговорили о возможности вступления в ОДКБ. Причем депутаты от правящей партии «Новый Азербайджан» совершенно в открытую стали утверждать, что резкое сближение с Россией может обеспечить реализацию благоприятного для азербайджанской стороны варианта разрешения карабахского конфликта.
Все эти шаги, с одной стороны, говорят об отчаянных шагах властей Азербайджана, метущихся от одного геополитического игрока к другому. Однако с учетом многолетней позиции России о необходимости сохранения статуса-кво в регионе, пересмотренной совсем недавно, нельзя исключать, что между Кремлем и Западом в последний момент возникли серьезные разногласия относительно распределения сфер влияния. Речь может идти также об усилении в России позиций сил, выступающих против слишком быстрой перезагрузки отношений с США. Точнее, в Москве могли с огромным опозданием понять, что неуемное желание «насолить» Украине через заключение соглашений в нефтегазовой сфере с Турцией может закончиться полной потерей влияния в регионе Южного Кавказа.
В случае с Грузией после прошлогодней войны и говорить нечего, Азербайджан никогда не славился пророссийской ориентацией, а при открытии армяно-турецкой границы значение военно-политического присутствия России для Армении не может резко не снизиться. В результате власти России могли с «опозданием» придти к выводу о необходимости вмешательства в происходящие в южнокавказском регионе изменения, а поскольку прямое вмешательство со знаком минус в нормализацию армяно-турецких отношений полностью сорвет перезагрузку в контактах с США и нанесет вред экономическим интересам Москвы – имеем в виду торгово-экономические отношения с Турцией, то приступить к попыткам срыва процессов нормализации оставалось лишь с помощью Баку.
Власти Азербайджана, перед которыми воочию встала перспектива дачи согласия на проведение референдума по статусу Нагорного Карабаха под международным давлением, являются отличным подарком для любой из держав на случай возникновения желания сорвать мирный процесс в регионе. Именно в этом контексте в Кремле и могла родиться идея поддакивать Алиева и его чиновников на озвучивание новых милитаристских угроз, несмотря на призыв Минской группы ОБСЕ. Ведь периодически повторяющаяся угроза начать войну может в один прекрасный день изменить настрой как армянского общества, так и властей страны на мирное урегулирование со всеми вытекающими последствиями…
В то же время не стоит забывать об открытом заявлении президента России Дмитрия Медведева о полном совпадении позиций Кремля и Запада относительно путей урегулирования карабахского конфликта. Остается в самое ближайшее время увидеть, насколько в данном случае слова расходятся с делами.
Иван Гарибян