Экономический спад в Европе приостановлен. В третьем квартале текущего года в странах ЕС отмечен экономический рост в 0,2%, сообщает NEWS.am. В тот же период в среднем по СНГ отмечен экономический спад в 9%, а рекордсменом является Армения, где экономический спад составил 18,3%.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: НА ЗАРЕ КРИЗИСА ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ во главе с премьером самозабвенно раскручивала и внушала общественности мысль о том, что Армении несказанно повезло. Дескать, мы не оказались под руинами рушащейся мировой финансовой системы, ибо мало интегрированы с ней. Мол, наша банковская сфера, будучи слабо интегрированной в мировую, не ощущает болезненные удары мирового кризиса и наш минус в условиях кризиса оборачивается плюсом. Говорилось и о выгодном положении Армении, связанном с отсутствием собственных энергетических ресурсов, цены на которые на мировых рынках стремительно стали падать. Словом, пока весь мир думал о том, как минимизировать последствия финансового кризиса, правительство Армении наслаждалось сознанием своего исключительного экономического положения, являющегося только следствием финансово-экономической недоразвитости.
Сегодняшняя же картина, пожалуй, наглядно демонстрирует всю пагубность правительственной эйфорической реакции на кризис. Расслабились, переполнились беспочвенным оптимизмом и получили самые худшие из возможных экономические показатели. Почему-то в экономику Армении не потекли бурные потоки иностранных инвестиций, на которые рассчитывало правительство. Помнится, в свое время неоднократно говорилось о том, что стабильность нашей банковской системы открывает перспективы для инвестиционного бума. Да, банки выжили, устояли. Однако, увы, инвестиций их стабильное положение по большому счету не привлекло.
Еще несколько месяцев назад правительство постоянно говорило о наличии эффективной антикризисной программы, о шагах по диверсификации экономики, об импортозамещении и многих других идеях, призванных смягчить воздействие финансово-экономического кризиса. Сейчас о таких вещах исполнительная власть предпочитает молчать. И это понятно. О какой диверсификации экономики можно говорить, когда сотни миллионов долларов полученных Арменией кредитов направляются на поддержку сферы строительства, покрытие бюджетного дефицита и пополнение резервов ЦБ? О каких антикризисных шагах и программах правительства может идти речь, если за весь этот период в стране не открылось ни одного нового рабочего места, а безработица продолжает расти? Кстати, по оценкам экспертов, за время кризиса уровень бедности в Армении вырос на 5%. И это, судя по всему, не предел.
Скорее всего, не достигли мы предела и в плане долговых обязательств. Да, сегодня Армения еще не достигла критической отметки по уровню внешнего долга, обозначенной в пределах 50% от ВВП. Но бюджет будущего года и отсутствие более или менее внятного антикризисного экономического курса правительства на ближайшую перспективу свидетельствуют о том, что в 2010-м Армения, возможно, перейдет опасный долговой рубеж.
В ЭТОЙ СИТУАЦИИ, ПОЖАЛУЙ, САМЫМ ПЛАЧЕВНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, что правительство не признает в полной мере всю серьезность положения. Рассматривая показатели катастрофического экономического спада, правительство заключает, что «могло быть хуже». На всех экономических перекрестках эксперты всех уровней твердят о необходимости диверсификации экономики, а правительство продолжает акцентировать внимание на строительной сфере. Да, в начале кризиса можно было исходить из того, что исполнительной власти виднее, какие шаги необходимо предпринимать. Но сегодня в этом контексте больше вопросов, чем ответов. Ибо за 9 месяцев текущего года в Армении зафиксирован самый высокий уровень спада экономики и в то же время ни одно антикризисное телодвижение правительства не увенчалось однозначным успехом.