Россия и Турция могут образовать «ось изгоев» в Евразии: Chatham House
16 ноября 2009, 15:36
Проблемы возникшие между Анкарой и Вашингтоном, а также тщетные попытки Турции вступить в Евросоюз, дают основу для предположений, что Россия и Турция могут сформировать «ось (политический альянс) исключенных» в Евразии. Об этом говорится в докладе Британского института международных отношений Chatham House «Турция и Россия и их политика на Южном Кавказе».
Российско-грузинский конфликт в августе 2008 года, согласно докладу, заставил турецкие власти пересмотреть свою политику по отношению к России и всю политику на Кавказе. Таким образом, Турция наладила активные экономические и политические связи с Россией, одновременно поддерживая тесные связи с соседней Грузией.
Между тем, конфликтная ситуация, как отмечают исследователи, возникает в связи с тем, что Турция становится ключевым государством-транзитером энергоресурсов в регионе. В то же время названный конфликт открыл для Анкары возможность наладить отношения с Ереваном, несмотря на то, что своими действиями Турция ставит под риск отношения со своим ближайшим союзником — Азербайджаном и ставит под удар реализацию проекта Nabucco. Первоначально же, между Анкарой и Москвой существовали серьезные трения в связи с ситуацией на Северном Кавказе. Турция создала своеобразный блок с Азербайджаном и Грузией в поддержку новых интересов НАТО и ЕС на Южном Кавказе и, соответственно против политики Армении и России. Относительно нагорно-карабахского конфликта и внешнеполитического курса Турции в названном вопросе эксперты отмечают, что позиция официальной Анкары в основном заключалась в том, что дипломатические отношения с Арменией будут установлены только в том случае, если Ереван даст свое согласие на решение конфликта в интересах Азербайджана и прекратит международную компанию, направленную на признание факта Геноцида армян. Армения же, теряя перспективы мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и чувствуя угрозу со стороны Баку, развивает тесные экономические, политические и военные связи с Россией.
При этом, как отмечается в докладе, Турция взяла курс на сближение с Арменией именно после прошлогодних августовских событий, так президент Гюль принял приглашение своего армянского коллеги Сержа Саргсяна посетить Армению на просмотр футбольного матча национальных сборных двух стран: «Российско-грузинский конфликт дал дополнительный импульс для осуществления целого ряда контактов между представителями двух стран на самом высоком уровне». Анкара также подвергалась интенсивному давлению со стороны администрации нового президента США, которая серьезно рассматривала официальное признание события 1915 года, как геноцида.
Как стало известно, 22 апреля 2009 года, Армения и Турция при посредничистве Швейцарии дали свое согласие на разработку «дорожной карты» для нормализации отношений. Не желая сорвать начало этого процесса, президент Обама решил не употреблять термин «геноцид» в традиционной речи 24 апреля. В докладе также затронут вопрос подписанных между Арменией и Турцией протоколов. В связи с этим отмечается, что вполне возможно, что турецкий парламент может отложить ратификацию протоколов, до тех пор, пока Азербайджан убежден, что прогресс в направлении урегулирования нагорно-карабахского конфликта отсутствует: «Принимая во внимание явно неразрешимый характер этого вопроса, процесс ратификации может затянуться до бесконечности». Это может иметь серьезные последствия, так как власти Армении предупреждают, что могут отказаться и выйти из процесса, если процесс ратификации войдет в тупик. «С другой стороны, Ереван, возможно, подумает дважды, прежде чем в одностороннем порядке выйти из процесса, учитывая то, что Анкара получает поддержку со стороны США и ЕС. Это могло бы позволить Турции затягивать ратификацию по крайней мере до того, пока она не увидит подвижек по вопросу Нагорного Карабаха — таких как, например, частичного вывод армянских войск». По крайней мере перераспределение сил на Кавказе, с дистанцирующейся от Армении и сближающейся с Азербайджаном Россией, и с Азербайджаном, охлаждающим свои отношения с Турцией, не кажется вполне реалистичным экспертам Chatham House.
Россия и Турция могут образовать «ось изгоев» в Евразии: Chatham House
Проблемы возникшие между Анкарой и Вашингтоном, а также тщетные попытки Турции вступить в Евросоюз, дают основу для предположений, что Россия и Турция могут сформировать «ось (политический альянс) исключенных» в Евразии. Об этом говорится в докладе Британского института международных отношений Chatham House «Турция и Россия и их политика на Южном Кавказе».
Российско-грузинский конфликт в августе 2008 года, согласно докладу, заставил турецкие власти пересмотреть свою политику по отношению к России и всю политику на Кавказе. Таким образом, Турция наладила активные экономические и политические связи с Россией, одновременно поддерживая тесные связи с соседней Грузией.
Между тем, конфликтная ситуация, как отмечают исследователи, возникает в связи с тем, что Турция становится ключевым государством-транзитером энергоресурсов в регионе. В то же время названный конфликт открыл для Анкары возможность наладить отношения с Ереваном, несмотря на то, что своими действиями Турция ставит под риск отношения со своим ближайшим союзником — Азербайджаном и ставит под удар реализацию проекта Nabucco. Первоначально же, между Анкарой и Москвой существовали серьезные трения в связи с ситуацией на Северном Кавказе. Турция создала своеобразный блок с Азербайджаном и Грузией в поддержку новых интересов НАТО и ЕС на Южном Кавказе и, соответственно против политики Армении и России. Относительно нагорно-карабахского конфликта и внешнеполитического курса Турции в названном вопросе эксперты отмечают, что позиция официальной Анкары в основном заключалась в том, что дипломатические отношения с Арменией будут установлены только в том случае, если Ереван даст свое согласие на решение конфликта в интересах Азербайджана и прекратит международную компанию, направленную на признание факта Геноцида армян. Армения же, теряя перспективы мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и чувствуя угрозу со стороны Баку, развивает тесные экономические, политические и военные связи с Россией.
При этом, как отмечается в докладе, Турция взяла курс на сближение с Арменией именно после прошлогодних августовских событий, так президент Гюль принял приглашение своего армянского коллеги Сержа Саргсяна посетить Армению на просмотр футбольного матча национальных сборных двух стран: «Российско-грузинский конфликт дал дополнительный импульс для осуществления целого ряда контактов между представителями двух стран на самом высоком уровне». Анкара также подвергалась интенсивному давлению со стороны администрации нового президента США, которая серьезно рассматривала официальное признание события 1915 года, как геноцида.
Как стало известно, 22 апреля 2009 года, Армения и Турция при посредничистве Швейцарии дали свое согласие на разработку «дорожной карты» для нормализации отношений. Не желая сорвать начало этого процесса, президент Обама решил не употреблять термин «геноцид» в традиционной речи 24 апреля. В докладе также затронут вопрос подписанных между Арменией и Турцией протоколов. В связи с этим отмечается, что вполне возможно, что турецкий парламент может отложить ратификацию протоколов, до тех пор, пока Азербайджан убежден, что прогресс в направлении урегулирования нагорно-карабахского конфликта отсутствует: «Принимая во внимание явно неразрешимый характер этого вопроса, процесс ратификации может затянуться до бесконечности». Это может иметь серьезные последствия, так как власти Армении предупреждают, что могут отказаться и выйти из процесса, если процесс ратификации войдет в тупик. «С другой стороны, Ереван, возможно, подумает дважды, прежде чем в одностороннем порядке выйти из процесса, учитывая то, что Анкара получает поддержку со стороны США и ЕС. Это могло бы позволить Турции затягивать ратификацию по крайней мере до того, пока она не увидит подвижек по вопросу Нагорного Карабаха — таких как, например, частичного вывод армянских войск». По крайней мере перераспределение сил на Кавказе, с дистанцирующейся от Армении и сближающейся с Азербайджаном Россией, и с Азербайджаном, охлаждающим свои отношения с Турцией, не кажется вполне реалистичным экспертам Chatham House.
Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am