Встреча президентов Азербайджана и Армении состоится в Европе до конца ноября, сообщил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров по итогам очередного визита в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Он также сообщил, что на 1-2 декабря в Афинах запланирована встреча глав МИД ОБСЕ, на которой будет продолжено обсуждение вопросов урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
В своих оценках нынешнего этапа переговорного процесса Мамедъяров был достаточно сдержан и скептичен. Он отметил, что пока не удалось прийти к новым предложениям по решению конфликта в Нагорном Карабахе. «Мы продолжаем обсуждение тех же принципов, что были на столе переговоров последние пять лет», — сказал Мамедъяров, выразив сожаление, что те вопросы, которые азербайджанская сторона считала решенными, армянская сторона вернула на стол обсуждений, что осложняет ход переговоров. При этом Мамедъяров, конечно же, никак не коснулся неуступчивой позиции Азербайджана по статусу Нагорного Карабаха, а также известного принципа «пока не согласовано все – не согласовано ничего». Он снова говорил о том, что на первом этапе урегулирования должен состояться вывод армянских войск с «оккупированных территорий».
«Затем вынужденные переселенцы должны вернуться на эти территории, должны быть созданы условия мира, стабильности, должна улучшиться экономическая ситуация. И только после этого можно определиться со статусом Нагорного Карабаха», — сказал Мамедъяров. По его словам, азербайджанская сторона многократно заявляла, что проживающие вместе армяне и азербайджанцы в будущем смогут вместе определить статус Нагорного Карабаха, но этот статус может определиться лишь в рамках территориальной целостности Азербайджана. Мамедъяров излагает, что подобных примеров множество, к примеру татары и башкиры, которые определили свой статус в рамках территориальной целостности России, или венгры в Словакии. В этом направлении и ведутся работы, сказал министр.
Понятно, что с такими представлениями о самоопределении Нагорного Карабаха на какой-то прорыв в переговорах рассчитывать не приходится и скептицизм Мамедъярова очень понятен. «Я не верю, что сегодня мы можем выйти на какую-то завершающую стадию», — заявил министр, и в этом вопросе он абсолютно прав.
На что же рассчитывает Азербайджан в своей неуступчивости? Представляется, в первую очередь на то, что в процессе армяно-турецкого урегулирования Анкаре удастся протолкнуть Минской группе азербайджанское видение нагорно-карабахского урегулирования. Несмотря на периодические заявления сопредседателей о том, что армяно-турецкое урегулирование и нагорно-карабахское – два разных процесса, иллюзия у Баку сохраняется: она периодически подпитывается официальными турецкими лицами. Последний подобный пример – интервью главы турецкой делегации в ПА ОБСЕ Алааддина Бююккая азербайджанской газете «Зеркало».
Он договорился до абсурда: якобы Турция не сегодня, так завтра может стать — не больше, не меньше — членом сопредседательства Минской группы ОБСЕ, а Армения возражать не станет.
Турецкие СМИ сегодня пошли даже дальше Бююккая. Они вполне серьезно утверждают, что премьер-министр Турции Эрдоган в ходе своего визита в Вашингтон 7 декабря намерен предъявить ультиматум президенту США Бараку Обаме. Суть ультиматума в следующем – Обама должен надавить на Париж и Москву и обеспечить проазербайджанское решение нагорно-карабахского конфликта не позже, чем к концу 2010 года. Иначе… Турция свернет процесс армяно-турецкого урегулирования.
Наглость, как говорится, — второе счастье. Не Ереван и международное сообщество, признавшее Геноцид армян, должны, оказывается, предъявлять ультиматум Турции о признании Геноцида и устранении его последствий, о безотлагательной деблокаде армяно-турецкой границы без всяких предусловий на основании известных принципов и постулатов международного права, а Анкара…
Но главный абсурд позиции, которую занимает сегодня официальная Анкара, заключается в том, что, как неоднократно заявляли представители официального Еревана, неуемное желание Турции вмешаться в процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта только препятствует урегулированию конфликта и фактически никак не способствует национальным интересам Азербайджана. Но, как говорится, вольному воля. У Армении и так немало проблем, и взваливать на себя еще и ношу ответственности за светлое будущее братского Азербайджана было бы слишком большой роскошью. Особенно в условиях глобального экономического кризиса.