- Новости на Armenia.ru - http://news.armenia.ru -

В Армении товаров стали покупать меньше, а вот услугами пользоваться больше

Опубликовано 24 мая 2012 в 03:14

Волна глобального экономического кризиса, докатившись до Армении, заодно усилила воздействие локального, то есть  нашего внутреннего, кризиса. Последний, как известно, явился логическим следствием ошибочных приоритетов в экономической политике. Как помним, годы назад акцент ставился на бурно развивающееся жилищное строительство, и фактически в забвении осталась одна из крупнейших отраслей экономики – сельское хозяйство.

Что касается некогда мощной легкой промышленности, то о ней уже не может быть и речи. Эта отрасль уже развалена до такой степени, что в условиях потери внешнего рынка сбыта продукции – России, невозможно надеяться на ее  восстановление в прежнем масштабе.

Инфляция последнего времени, опережая рост среднемесячной номинальной заработной платы и среднего размера пенсии, привела к заметному ухудшению состояния необеспеченных слоев населения. В итоге бедность в стране заметно возросла. Однако утверждать, что одновременно сократились личные доходы обеспеченных слоев населения, было бы явным преувеличением. Имеются косвенные данные, которые приводят к прямо противоположному выводу.

Проиллюстрируем этот вывод последними, по дате публикации, данными о динамике организованных сбережений физических лиц. По состоянию на конец марта текущего года остатки вкладов в банках, привлеченных от «населения», увеличились, по сравнению с аналогичной датой прошлого года, на 139, 9 млрд. драмов, или же на 37.3% (!).

Предельно ясно, что термин «население» не включает в себя широкие слои нашего общества. На фоне ощутимого расширения масштабов бедности в стране столь грандиозный рост вкладов «населения» свидетельствует о не менее грандиозном росте личных доходов определенного контингента граждан. То есть кризис, в придачу к инфляции, кое-кого обогатил, а остальных скатил к бедности.

Если проанализировать опубликованные Национальной статистической службой предварительные макроэкономические данные за апрель текущего года, то можно заметить довольно любопытные сдвиги.

Физический объем оборота торговли увеличился лишь на символические 0,9%, в то время как по услугам фигурирует двузначная цифра – 11,5%. Правда, содержание процента различается, однако сам факт ничтожного процента роста в продаже товаров вызывает ряд вопросов.

Вначале укажем, что термин «оборот торговли» вводит многих в заблуждение. На самом деле этот показатель включает в себя как собственно розничный товарооборот, так и оборот опта, а также объем продажи легковых автомобилей, включая запасные части и расходы на ремонт. Естественно, что для характеристики уровня народного благосостояния первостепенное значение имеет именно розничный товарооборот.

Для нашей действительности легковой автомобиль – роскошь, недоступная по стоимости большей части населения. Меньшая же часть наших граждан интенсивно приобретала железных лошадок, и импорт их за последнее десятилетие неуклонно возрастал. Однако за последнее время в динамике покупательского спроса наметился определенный спад.

По данным Комитета по государственным доходам, в I квартале текущего года количество импортированных автомобилей сократилось на 15,5%. Понятно, что импортеры отреагировали на сокращение покупательского спроса на эти товары. Ведь вряд ли имеется другая причина сокращения масштаба этого, довольно рентабельного, бизнеса. 

Возвращаясь к теме розничного товарооборота, отметим, что современные тенденции в его динамике отнюдь не обнадеживающие, скорее, наоборот. В доказательство этого приведем данные за I квартал текущего года. В этом периоде «оборот» торговли благодаря опту чуточку возрос — на 0,3%, , а вот по физическому объему розничного товарооборота зафиксирован спад на 0,4%. Возможно, подобная ситуация повторилась и в последующем за кварталом месяце – апреле, статистические данные за который будут опубликованы лишь в конце мая.

Причина спада лишь в реальной платежеспособности населения, так как дефицит товаров у нас давным-давно преодолен. По данным официальной статистики, по состоянию на 1 апреля запасы товаров в рознице составляли 144,3 млрд. драмов, или же обеспечивали 77 дней розничного товарооборота. Обширный ассортимент товаров, при такой обеспеченности ими, опровергает любые предположения о дефиците.

Укажем, что даже для развитых стран, с их высоким уровнем потребления, спад в продаже товаров расценивается крайне негативно. Для Армении же, с ее чисто символическим показателем розничного товарооборота на душу населения в среднем, этот регресс имеет крайне негативное значение. 

Итак, в стране товаров стали покупать меньше, а вот услугами пользоваться больше. Для объяснения этого парадокса рассмотрим структуру услуг, а также динамику их отдельных видов в I квартале текущего года.

В указанном периоде в общем объеме платных услуг доминировала, с долей в 21,8%, группа «информация и связь». Однако по темпу роста (107,3%) эта группа на 4,2 процентных пункта уступала среднему по всем услугам показателю. Так что «информация и связь», представленная в основном телекоммуникационными услугами, не обеспечила двузначную цифру в динамике общего объема услуг.

По темпам роста выделилась группа «культура, развлечение и отдых» — 142,7% в отчетном квартале. Но удельный вес данной группы в общем объеме услуг не столь уж высок (лишь 4,2%), и ее воздействие на средний показатель также не предопределяющее.

Третья (о второй будет сказано далее) по рейтингу группа, «транспорт», с долей в 17,7%, также уступала по темпам роста среднему показателю – на 3,0 процентных пункта. Эту группу, с точки зрения интересующей нас проблемы, также исключим из «подозреваемых».

А вот вторая по рейтингу группа — «деятельность банков», показала рекордный уровень роста – 129,4%. Отметим, что удельный вес банков в общем объеме услуг в отчетном квартале достиг 20,5%. Получается, что средний показатель был обеспечен именно «деятельностью банков». Так же очевидно, что услугами по кредитованию и страхованию, предоставляемыми коммерческими банками, пользуются, из числа физических лиц, только обеспеченные граждане. Таким образом, становится ясным, почему при регрессе в динамике розничного товарооборота объем услуг в стране возрос.

Этот сдвиг на потребительском рынке далеко не безобиден. Стагнация розничного товарооборота означает замедление, а то и сокращение физического объема производства и импорта ряда товаров, преимущественно из числа второстепенных. К примеру, вряд ли объем производства и реализации хлеба, основного продукта в рационе питания жителей Армении, сократится. А вот что касается дорогостоящих продуктов питания, а также непродовольственных товаров не первой необходимости, то здесь вполне ожидаема иная, чем по хлебу, картина.

В накладе торговцы не будут, ведь при сокращении физического объема продажи товаров, на фоне изрядной дороговизны, успешно реализуется принцип «продавать меньше, по высоким ценам». Так что навар может быть даже большим, чем до инфляции.

Любопытно, что в I квартале текущего года резко подскочил объем услуг «туристических агентств» — на 89,3%, что является самым высоким показателем среди групп. Не исключается, что граждане, которым уже невмоготу «покупать меньше, но уже по более высокой цене», приобретают путевку в благодатные страны, а также авиабилет в один конец.    

Альберт Хачатрян

[1]
[2]
[3]
[5]

Источник документа: Новости на Armenia.ru: http://news.armenia.ru

URL документа: http://news.armenia.ru/2012/05/24/291954/v-armenii-tovarov-stali-pokupat-menshe-a-vot-uslugami-polzovatsya-bolshe/

Ссылки в этой статье:

[1] Изображение: #mailru

[2] Изображение: #facebook

[3] Изображение: #odnoklassniki

[4] Изображение: #twitter

[5] Изображение: http://www.livejournal.com/update.bml?event=http://news.armenia.ru/2012/05/24/291954/v-armenii-tovarov-stali-pokupat-menshe-a-vot-uslugami-polzovatsya-bolshe/&subject=В Армении товаров стали покупать меньше, а вот услугами пользоваться больше

© ՍԹ Armenia.ru, «Медиафабрика „Аракс“». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-37185 от 12 августа 2009 года.